Выражение «как вы яхту назовете – так на ней и поплывете» напрямую
отображает ситуацию с выбором имени для вашего интернет-магазина.
Начну с общих азов. Доменное имя - это буквенное выражение адреса сайта, являющееся уникальным идентификатором для каждого сайта. Т.е, не бывает двух сайтов с одним и тем же именем. Для выбора имени сайта можно использовать только буквы латинского алфавита A-Z , цифры и знак дефис (-). Имя сайта состоит из двух (минимум) составных частей – собственно имени (для site.ru это будет слово site) и доменной зоны (.ru ). Доменные зоны показывают принадлежность сайта к той или иной группе сайтов по направленности (содержанию) или по географической принадлежности (.ru – сайт принадлежит к российскому сегменту мировой паутины). Если хотите разобраться подробнее - простите , но google вам в руки – это самая базовая информация и ее в сети множество.
Что нужно было понять и принять ко вниманию из вышенаписанного абзаца? То, что имя сайта будет писаться латиницей и только латиницей. А теперь представьте, как будет писаться название интернет-магазина «Зеленый Щавель» английскими буквами ? Во-первых – это будет выглядеть визуально непрезентабельно. Во-вторых - вариантов написания этого словосочетания латиницей просто множество. И если человеку сказать, что он должен зайти на сайт «норд точка ру» , то любой без проблем вобьет в адресную строку nord.ru и окажется на нужном сайте. А теперь я приведу вам варианты написания «Зеленый Щавель»:
- Zeleniy-shyavel
- zelenyi-shchavel
- zileniy-stchavel
- итд итп.
Обратите внимание на третий вариант написания – в первом слове я преднамерянно сделал ошибку. Это пример, который говорит вам о том, что далеко не все ваши потенциальные посетители были отличниками в школе.
К чему все это я веду? К тому, что при выборе имени вы должны учитывать:
- длину слова
- легкое написание и запоминание с учетом латиницы
- продумать, может ли человек в каждом из слогов допустить непроизвольную орфографическую ошибку
Будем считать, что здесь все понятно и идем дальше.
Как же вам узнать , занято ли нужное вам имя или нет? Допустим , вы торгуете ломами и хотите зарегистрировать доменное имя лом.ру (lom.ru). Имя прямое и простое как сам лом, что вполне подходит для интернет-магазина. Ошибок и неверного написания тут изначально быть не может, имя легко запоминается, к тому же , раз мы продаем ломы, оно напрямую ассоциируется с нашим бизнесом и сайтом.
Осталось проверить, свободно ли это имя.
Дело в том, что каждое зарегистрированное доменное имя кому-то принадлежит. И , как я писал выше, может быть только один сайт с определенным именем ( в даном случае учитывается и доменная зона, т.е. имя lom.com может быть занято, а lom.ru свободно).
Для того, чтобы определить свободно имя или занято, а также узнать информацию о том, кем занято имя, созданы специальные службы, они же , как правило , занимаются и регистрацией новых доменных имен. Я привык пользоваться для проверки сайтом imena.ua . Заходим , проверяем имя lom - вписываем его в специальное поле и указываем те доменные зоны, в которых мы хотим сделать проверку. Жмем «проверить» и видим, что практически все варианты этого имени давно заняты. Как говорится, если вы думаете, что у вас хорошая фантазия – попробуйте придумать классное свободное имя в зоне .com
Что же делать , если желанное имя занято ? Варианта два – попробовать его перекупить у нынешнего владельца (на это всегда есть шанс, т.к на продаже доменных имен построен целый бизнес). Второй вариант – придумать другое имя, близкое к существующему (например, словосочетание с нужным словом – biglom.com или множественное число нужного слова, или образовать прилагательное от нужного слова – включаем фантазию). Отдельный вариант – придумывать очередное интересное название и проверять его и его словосочетания на уникальность.
При подборе имени можно сделать еще один интересный ход конем – перевести желаемое имя на английский и посмотреть, что получится.
Например, у нас интернет-магазин по продаже товаров для домашних собак. Имя sobaka.com занято. Проверяем сразу sobaki, sobakovod, sobakam, sobakovodu, sobakovodam итд – все занято. Переводим на англ и получаем изумительное dog или dogs.com. Коротко, красиво, ассоциативно. Пример высосан из пальца, но общую идею он передает.
Теперь стоит упомянуть еще один важный момент. Лучше рассмотрим на примере двух сайтов.
Интернет-магазин А будет продавать собачьи корма. Их и только их. И уверены в этом на 100%. Максимальное изменение ассортимента товара – это добавление сопутствующих товаров типа витаминов, вакцин для собак и средств для ухода за собаками.
Интернет-магазин Б будет у нас продавать игровые диски. Но в перспективе они хотят увеличить ассортимент за счет различной цифровой техники – от плееров до игровых приставок и ноутбуков.
Рассмотрим варианты имен для обоих сайтов. Для интернет-магазина А в идеале подойдет имя dogs.com – даже если они расширят свой ассортимент, то никакого логического противоречия между именем сайта и товаром нет. Менее удачный вариант – dogsfood.com . Он идеален для специализированного магазина по продаже собачьей еды, но в случае расширения ассортимента ветпрепаратами, имя («собачья еда») будет уже противоречить товару (еда + лекарства). Хотя противоречие будет и не сильно выраженным.
Для интернет-магазина Б начальное имя может быть выбрано исходя из товаров – например cd-dvd.com . Но данное имя четко отображает основную направленность магазина, и продажа … принтеров и фотоаппаратов в магазине с таким названием вызовет у людей вопросы. Гораздо удачнее было бы назвать магазин более нейтральным именем, которое подразумевало бы широкий спектр товаров в этой области – например, digitmarket.com . C таким именем можно смело расширять свой ассортимент от usb-гаджетов к электронным весам и обратно.
Буду считать, что примеры понятны. Заранее четко продумывайте возможные варианты развития вашего бизнеса, если в ближайшей перспективе есть варианты расширения – учтите, что имя вас может связать по рукам.
Я предвижу встречный вопрос – почему же тогда люди выбирают узконаправленные имена ? Ответ кроется в понимании seo (поисковой оптимизации сайта).
При ВСЕХ прочих равных у двух сайтов, более высокие места в поисковой выдаче получит тот сайт, который содержит в своем именном имени ключевое(-ые) слово(-а).
Т.е , на запрос «купить корм для собак» при всех прочих равных показателях первым мы увидим сайт dogsfood.com , а потом где-то ниже redbox.com . И вот тут уже каждый для себя решает чем он готов поступиться – поисковой выдачей или широкоформатным именем. ОЧЕНЬ редко получается совместить эти два фактора в 1 имени.
Подведу итоги:
- имена пишутся латиницей, цифрами и знаком «дефис» - никакие другие символы использовать вам не позволят.
- имя должно быть легко:
- читаемым
- произносимым
- запоминаемым
- ассоциативным с товаром или деятельностью магазина
- записываемым на бумагу на слух
- имя должно быть уникальным – как минимум в своей доменной зоне
Также:
- имя должно содержать ключевики
- имя должно быть адекватно вашему товару или деятельности. Магазину по продаже детских товаров было бы странно называться «Последний приют»
- выбирайте имя «впрок»
Из личного опыта скажу – порой поиск и выбор домена занимает много времени – по несколько суток. Не цепляйтесь за первый понравившийся домен – записывайте понравившиеся варианты на бумагу, потом сравните. А лучше дайте выбрать понравившиеся варианты «простым пользователям».
«Посмакуйте ваш домен на слух» - представьте , что вы намерены дать рекламу по радио – смогут ли слушатели услышать и запомнить название вашего интернет-магазина?
Если вы создаете магазин с именем, которое отличается только доменной зоной (уже есть site.com , а вы создаете магазин с именем site.ru), посмотрите внимательно на вашего «теску» - что увидят ваши клиенты , если случайно перепутают зону .ru на зону .com . Мне бы , как владельцу инетрнет магазина по продаже детских книг (это я к примеру), было бы крайне неприятно, если бы мой покупатель в случае такой ошибки с доенной зоной попал на сайт садо-мазо.
Отличный выход для широкоформатных по ассортименту товаров магазинов будут имена, которые не несут никакой смысловой нагрузки, но звонкие и запоминающиеся на слух. Например – koda.com (взят из головы, даже не знаю, что на этом домене). Под таким названием можно продавать ВСЕ - от белья до бассейнов.
Я искренне желаю вам творческих проблесков и здравого смысла при выборе имени вашего интернет-магазина. Если у вас есть вопросы или комментарии – предлагаю перенести беседу к нам на форум.